Формирование УУД по английскому языку Печать
Автор: Виктория Афонина   
02.08.2012 16:54

 

Представляю вашему вниманию подборку материала по теме "Формирование учебных действий на уроках иностранного языка, а также свои собственные идеи и практическую часть.

 

Часть 1

(Лекция)

 

Формирование универсальных учебных действий на уроках англ языка

(Formation of universal education activities in the classroom English language)

 

Сегодня мы обсуждаем новый Федеральный государственный стандарт начального общего образования, который недавно утвердил Минюст Российской Федерации и который станет обязательным для всех школ России с 1 сентября 2011 года.

В условиях перехода к так называемой «Новой школе», общей модернизации системы образования новые стандарты имеют крайне важное значение – во-первых, они показывают принципиальное отличие новой школы от старой, направление ее развития, а, во-вторых, это закон, исполнение которого гарантируется государством. К тому же это ближайшее будущее всех российских школьников.

Формированию у школьников универсальных  общеучебных  действий, призванных решать задачи быстрого и качественного обучения, уделяется большое внимание в Государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Начало формирования универсальных учебных действий у школьников предусматривается  на младшей ступени обучения. Поэтому выбор УМК для начальной школы, соответствующего требованиям времени, является первоочередной задачей  каждого учителя.

 

Мы видим, что в этой самой программе, которая будет в каждой школе, будет блок, относящийся к воспитанию, будет блок духовно-нравственного развития, будет блок, относящийся к здоровью учащихся, и будет специальный блок, относящийся к умению учиться, формирование универсальных учебных действий, и среди них формирование информационной компетентности. Если говорить об условиях, то сам стандарт построен на том, что описывается деятельность, то есть мы переходим от идеи о том, что ребенок должен выучить наизусть то или другое, что становится все более бессмысленным из-за наличия тех же самых информационных технологий, к ситуации, когда он должен уметь осуществлять те или иные действия, работать с информацией, конечно, прежде всего. Школа – это, конечно, знания, с которыми он должен уметь работать, должен уметь их применять, в том числе решать новые неожиданные задачи. Вот этому формированию универсальных учебных действий будет уделено существенное внимание в стандарте и в документах, которые возникают и развивают этот самый стандарт.

Можно же придумать массу очень интересных видов деятельности для детей. Вы берете какой-то маленький мультфильм или кусочек мультфильма, который озвучен на английском языке профессиональными актерами, ребенок слышит эту речь. Дальше вы стираете звуковую дорожку этого кусочка мультипликационного фильма. И дети сами озвучивают этот мультфильм и дальше имеют возможность анализировать тексты на английском языке, которые создали актеры и которые созданы детьми.

Стандарт введен с требованием к результатам освоения, то есть то, чем должно закончиться образование в начальной школе, и к условиям реализации, то есть к материально-техническому обеспечению. И если мы возьмем четвертый раздел «Требования к условиям», то там наряду с прочими условиями есть требования, связанные с теми видами деятельности, организацию которых мы и должны, собственно, обеспечить. Они выписаны здесь. Мы имеем дело с малышом шестилетним, учащимся, и для этого должны быть приспособлены помещения и среда к игровой деятельности, потому что игра остается ведущим видом деятельности у шести- и семилетних детей, для учебной деятельности индивидуальной и коллективной, проектной, творческой, исследовательской, спортивной, трудовой. Значит, чтобы все эти виды деятельности организовать, нам нужно обустроить пространство и помещения, и классы, и отдельно выделить игровые зоны, и организовать внеклассные пространства и рекреации. В частности, для двигательной активности, для обеспечения сменных видов деятельности, потому что шестилетний малыш не в состоянии 45 минут без движения сидеть и воспринимать слова учителя или читать текст, или еще чем-то однообразно заниматься. Если говорить о требованиях к результатам освоения программы образовательной, то в стандарте выделены личностные, надпредметные и предметные результаты. Если мы посмотрим на предметные области, то в требованиях к предметным результатам, например, в образовательной области технологии, выписан целый ряд требований. В частности, ребенок должен использовать приобретенные знания для технического решения сложных конструкторских, художественно-конструкторских, технологических, организационных задач, взаимодействия друг с другом по поводу какой-то деятельности. Он должен получить знания о правилах создания материальной и информационной среды, уметь применять эти знания для решения проектных, художественно-конструкторских и прочих задач. Вот хочется обратить внимание на то, что в начальной школе уже с первого класса параллельно с каллиграфическими навыками вводится понятие клавиатурного письма. И это значит, что каждый ребенок на выходе из начальной школы должен в соответствии с этими требованиями уметь вводить текст с клавиатуры грамотным способом, то есть десятью пальцами, вслепую. Кроме этого, он должен уметь фиксировать, записывать в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, уметь готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, как делаем это мы, взрослые.

Одно из главных отличий нового стандарта начального образования – расширение информационного пространства. Его элементы в той или иной мере, по замыслу авторов, должны присутствовать на всех уроках.


Одной из важнейших функций начального обучения следует считать формирование навыков и умений учебной деятельности. Именно в младшем школьном возрасте ребенок овладевает системой операций, необходимых для успешной учебной деятельности на последующих этапах. При этом существенно, чтобы предлагаемая для усвоения система не носила жесткоалгоритмического характера: ум ребенка должен оставаться гибким, самостоятельным, творческим, а не быть закованным в строгие рамки универсальных предписаний. Это касается и овладения английским языком.


Формирование навыков и умений учебной деятельности неразрывно связано еще с двумя функциями обучения: овладением учебным материалом и формированием умения свободного перехода от учебной к неучебной деятельности, умения перехода от решения системы учебных задач к ориентировке в проблемных ситуациях реальной действительности, распознаваний и решению встающих в ней задач.

Конечной целью обучения английскому языку всегда является реальная жизнь.

Мы учим ребенка быть полноценным членом общества, активно, грамотно и творчески участвовать в социальной деятельности.
Но эта цель едва ли будет достижимой, если в обучении английскому языку недостаточно реализуется личностно образующая функция обучения. Она особенно важна как раз для рассматриваемого этапа, ибо именно в младшем школьном возрасте закладываются основы личности, и просчеты, допускаемые здесь, отзываются в последствии в обостренной форме.
Теперь уместно сформулировать еще одну функцию начального обучения английскому языку, логично вытекающую из концепции возрастного развития ребенка : это функция опоры на материал в поэтапном развитии ребенка. Мало дать школьнику вообще некоторый набор или систему знаний, передать ему социальный опыт. Это необходимо делать в такой последовательности, с таким выбором, в такой дозировке, чтобы узловые, поворотные точки развития детского интеллекта и вообще развития высших психологических функций, соответствующие особой предрасположенности ребенка к усвоению тех или иных воздействий, были обеспечены необходимым и достаточным материалом. Это требование особенно часто нарушается в обучении неродному языку.

Как показали исследования, психологической основой для овладения речью в нашем детстве является не память, тем более механическая, а речевая врожденная функция. И именно эта функция и позволяет решить первоначальную и самую главную проблему в овладении ребенком речью.

Все исследователи утверждают, что обучение английскому языку должно быть ориентировано на психофизиологические возрастные особенности детей. Исследователи считают доказанными, что специальные занятия можно начинать проводить с детьми 3-10 лет, до трех - бессмысленно, после десяти - бесполезно надеяться на положительный результат, который возможен лишь для незначительной части учеников, тех, кто обладает коммуникативными и лингвистическими способностями выше среднего уровня.
Лучше всего начинать изучение английского языка в 5 -8 лет, когда система родного языка ребенком уже достаточно хорошо освоена, а к новому языку он относится сознательно. Именно в этом возрасте еще мало штампов речевого поведения, легко по-новому "кодировать" свои мысли, нет больших трудностей при вступлении в контакт на английском языке. Дети легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят .
Важно помнить, что в этом возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. Дети продолжают играть до 10-12 лет. Следовательно, возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на английском языке, сделать интересными и осмысленными даже самые элементарные высказывания.

Ответы к заданиям к практической части .

Задание 1 В

Задание 2 Г

Задание 3 В

Задание 4 Г

Задание 5 В

Задание 6 – 10 слов

Задание 7 - 4 слова

Задание 8 -2б

Задание 9 -1б

Задание 10 -1б

Задание 11-2б

 

Часть 2

 

Практическое занятие для учителей.

Формирование универсальных учебных действий по разделу «Письмо».

Цель: Научить учителей правильно понимать основы проверки написания личного письма.

 

Задание 1. Вы приступаете к проверке задания С1.  Ваш первый шаг:

A) проверить правильность написания адреса

B) подсчитать количество слов в работе

C)проверить правильность оформления письма

D) любое из перечисленных, порядок выполнения не имеет значения

 

Задание 2. В проверяемом выполненном задании 170 слов. Ваше действие:

А)

проверю работу полностью, но снижу 1 балл по критерию "Организация текста" за превышение объема

Б)

проверю работу полностью, но снижу 1 балл по критерию "Содержание текста" за превышение объема

В)

отсчитаю 154 слова от начала работы, отчеркну эту часть и буду проверять только ее

Г)

отсчитаю 140 слов от начала работы, отчеркну эту часть и буду проверять только ее

Задание 3. В проверяемом выполненном задании 154 слова. Ваше действие:

А)

проверю работу полностью, но снижу 1 балл по критерию "Организация текста" за превышение объема

Б)

проверю работу полностью, но снижу 1 балл по критерию "Содержание текста" за превышение объема

В)

проверю работу полностью, не снижая баллов ни по одному из критериев за превышение объема

Г)

отсчитаю 140 слов от начала работы, отчеркну эту часть и буду проверять только ее, не снижая баллов ни по одному из критериев за превышение объема

Задание 4 В проверяемом выполненном задании 93 слова. Ваше действие:

А)

проверю работу, но снижу 1 балл по критерию "Организация текста" за недостаточный объем

Б)

проверю работу, но снижу 1 балл по критерию "Содержание текста" за недостаточный объем

В)

не буду проверять работу и выставлю за нее 0 баллов

Г)

проверю работу, не снижая баллов ни по одному из критериев за недостаточный объем

Задание 5. В проверяемом выполненном задании 89 слов. Ваше действие:

А)

проверю работу, но снижу 1 балл по критерию "Организация текста" за недостаточный объем

Б)

проверю работу, но снижу 1 балл по критерию "Содержание текста" за недостаточный объем

В)

не буду проверять работу и выставлю за нее 0

Г)

проверю работу, не снижая баллов ни по одному из критериев за недостаточный объем

Задание 6. Подсчитайте количество слов в этом отрывке из личного письма, выполненного учащимся. Сколько их?

Flat 8

5 Mira street

Torzhok

Russia

16 May 2008

Задание 7. Подсчитайте количество слов в этом отрывке из личного письма, выполненного учащейся.

Moscow, 127018

Russia

19.06.08

 

 

 

Задание 8 Изучите заполненную дополнительную схему оценивания по критерию "Содержание". Какой общий балл из 3-х максимальных Вы выведите за данную работу?

Пункт «СОДЕРЖАНИЕ» в дополнительной схеме:

  1. Ссылка на предыдущие контакты. Благодарность за полученное письмо: «-».
  2. Информация о том, какую профессию выбрал автор: «+»
  3. Информация о мотивах выбора данной профессии «+-».
  4. Вопросы о планах на путешествие «+».
  5. Объем высказывания соответствует поставленной задаче «+».
  6. Обращение (правильная форма в соответствии с неофициальным стилем): «+».
  7. Завершающая фраза (правильная форма в соответствии с неофициальным стилем): «+»
  8. Подпись (правильная форма в соответствии с неофициальным стилем): «+»

 

Задание 9. Изучите заполненную дополнительную схему оценивания по критерию Содержание". Какой общий балл из 3-х максимальных Вы выведите за данную работу?

Пункт «СОДЕРЖАНИЕ» в дополнительной схеме:

  1. Ссылка на предыдущие контакты. Благодарность за полученное письмо: «+».
  2. Информация о том, какую профессию выбрал автор: «+»
  3. Информация о мотивах выбора данной профессии «+».
  4. Вопросы о планах на путешествие «-».
  5. Объем высказывания соответствует поставленной задаче «+».
  6. Обращение (правильная форма в соответствии с неофициальным стилем): «+».
  7. Завершающая фраза (правильная форма в соответствии с неофициальным стилем): «+»
  8. Подпись (правильная форма в соответствии с неофициальным стилем): «+»

Задание 10. Изучите заполненную дополнительную схему оценивания по критерию "Организация текста". Какой общий балл из 3-х максимальных Вы выведите за данную работу?

( а) Логичность: «+-»

б) Деление на абзацы: (-).

в) Средства логической связи: (+ -).

г) Обращение (на отдельной строке): (+).

д) Подпись (на отдельной строке): (+).

е) Адрес автора в правом верхнем углу (можно краткий): (+).

ж) Дата под адресом (+).

Задание 11. Изучите заполненную дополнительную схему оценивания по критерию "Организация текста". Какой общий балл из 3-х максимальных Вы выведите за данную работу?

  1. а) Логичность: «+»

10.  б) Деление на абзацы: (+).

11.  в) Средства логической связи: (+ -).

12.  г) Обращение (на отдельной строке): (+).

13.  д) Подпись (на отдельной строке): (+).

14.  е) Адрес автора в правом верхнем углу (можно краткий): (-).

15.  ж) Дата под адресом (-).

 

 

Практические советы.

 

Помни!

  1. Содержательный момент. Сообщите информацию, которая требуется по инструкции.
  2. Связность и логичность текста.
  3. Выражай личное мнение, эмоции и чувства.
  4. Контролируй объем текста.
  5. Используй неофициальный стиль (для личного письма) и нейтральный (для сочинения).
  6. Используй сложные грамматические структуры и разнообразную лексику.

Задание для учащегося С2

С2. You have 40 minutes to do this task. Comment on the following statement. Some of my friends say there’s nothing better than reading a good book while others would rather watch its film version. What is your opinion? How would you prefer to get to know the characters and the plot of the book?

Write 200–250 words. You have 40 minutes to do this task.

Use the following plan:

- make an introduction (state the problem)

- express your personal opinion and give reasons for it

- give arguments for the other point of view and explain why you don’t agree with it

- draw a conclusion

 

 

Задание 8

Задание для учащегося

С1.You have 20 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend Bill who writes

... I don't think it will be a problem for me to choose a good job in the future as I'm really interested in foreign languages, cultures and countries and I hope I'll work as a translator or teacher of foreign languages some day. Have you already decided on your career? What job are going to choose? Why?

I've lived in the USA my whole life but I'd really love to travel to other countries...

Write a letter to Bill.

In your letter

- answer his questions

- ask 3 questions about his plans for travelling.

Write 100–140 words. Remember the rules of letter writing.

 

 

Изучите задание и дополнительную схему оценивания к нему. Какой аспект содержания отсутствует (или сформулирован неверно) в данной работе?  В соответствующей графе доп.схемы (в  распечатанном виде) поставьте минус (неверно/ не выполнено) или плюс-минус (частично неверно/ частично не выполнено).

Текст личного письма учащейся (с сохранением орфографии и пунктуации оригинала)

Dear Bill,

It was nice to hear from you. I’m sorry I couldn’t write you earlier because I was very busy.

In your letter you tell me about your future profession and ask me about my choise. Of course I have decided about my future career. As for me I would like to become a translator too. I choose this profession because I found it rather interesting because I be able to travel to other countries and speak with other people. Also I like something new and unusual. So I want to study Japanise language. It was nice to hear that you want to travel somewhere. I like travelling too.

That is all for now. Hope to hear from you soon.

Love,

Nataly

 

 

А)

Благодарность за полученное письмо, ссылка на предыдущие контакты

Б)

Информация о том, выбрана ли дальнейшая карьера

В)

Информация о том, какая профессия выбрана

Г)

Информация о мотивах выбора данной профессии

Д)

Три вопроса о планах Билла на будущее путешествие

Е)

Обращение

Ж)

Завершающая фраза

З)

Подпись

Задание 11. Изучите задание и дополнительную схему оценивания к нему. Какой аспект содержания отсутствует (или сформулирован неверно) в данной работе?  В соответствующей графе доп.схемы (в  распечатанном виде) поставьте минус (неверно/ не выполнено) или плюс-минус (частично неверно/ частично не выполнено). Задание для учащегося

С1.You have 20 minutes to do this task.

You have received a letter from your English-speaking pen friend Bill who writes

... I don't think it will be a problem for me to choose a good job in the future as I'm really interested in foreign languages, cultures and countries and I hope I'll work as a translator or teacher of foreign languages some day. Have you already decided on your career? What job are going to choose? Why?

I've lived in the USA my whole life but I'd really love to travel to other countries...

Write a letter to Bill.

In your letter

- answer his questions

- ask 3 questions about his plans for travelling.

Write 100–140 words. Remember the rules of letter writing.

 

Текст личного письма учащегося (с сохранением орфографии и пунктуации оригинала)

Dear Bill,

Thanks for your letter. I was very glad to take it. I am writting to your to tell about my plans of travelling. I’m going to Sochi to visit my grandmother. Her name is Vera Dmitrievna. She is a teacher of primary school. She is fifty-four. In a year she will be a pensioner. I like her very much and often visit her.

And It is very interesting to travel all over the world and I really love it too. Are you will going alone? Do you want to visit China? May be we can travel together?

Yours,

Ivan

 

 

А)

Благодарность за полученное письмо, ссылка на предыдущие контакты

Б)

Информация о том, выбрана ли дальнейшая карьера

В)

Информация о том, какая профессия выбрана

Г)

Информация о мотивах выбора данной профессии

Д)

Три вопроса о планах Билла на будущее путешествие

Е)

Обращение

Ж)

Завершающая фраза

З)

Подпись

 

 

 

Обновлено 02.08.2012 17:22