Развитие детей Печать

ПРОБЛЕМЫ УСКОРЕННОГО РАЗВИТИЯ  И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
по иностранному языку.

Автор статьи –В.Н. Афонина

Июль 2012г.

Цель статьи - дать советы родителям и педагогам, желающим открыть мир для своего ребенка с самого раннего детства.

 

Я учитель с многолетним стажем. Изучая различные современные образовательные технологии, я все время пыталась найти методику  оптимальную для учителя, родителя и ребенка. Применяя на практике проектную технологию, технологию уровневой дифференциации, методику коммуникативного обучения иноязычной культуре, игровую технологию, я пыталась объединить все самое лучшее для развития навыков в обучении и воспитании.

Меня постоянно мучал один и тот же вопрос - а как относятся к раннему развитию детей в разных странах, занимается ли кто-нибудь разработкой научных методов такого подхода к детям? Оказывается, занимается и очень серьезно. Тому пример - книга Сесиль Лупан, человека с головой ушедшего в проблемы воспитания и  обучения детей. Основная мысль  автора: дети требуют не внимания-опеки, а внимание-интереса, который им могут дать только их родители.  Книга С.Лупан построена на французском материале: реалиях французской истории, европейского искусства, французской литературы и языка. Исследовав работы американского  ученого Глена Домана – руководителя Филадельфийского Института ускоренного развития ребенка, я пришла к выводу, что нужно стараться добиться успеха там, где сначала постигла неудача. В ребенке необходимо воспитывать уверенность в собственных силах. Именно поэтому необходимо не форсировать события и заканчивать любой урок с малышом тем упражнением, тем элементом, которые ему хорошо удаются. И, конечно же, как говорила Мария Монтессори, крупный итальянский педагог, врач-психиатр (1870-1952), главное не в тех пособиях, которые вы приобретете или изготовите сами для занятий, а в самом ребенке и в том, как вы на него смотрите и его чувствуете.

В последнее время большое внимание уделяется детской психологии. Многие родители и преподаватели изучают исследования психиатров, психологов, педиатров и воспитателей. Мы узнали, что больше всего на свете детям нужна любовь преданных родителей; что дети изо всех сил стараются походить на взрослых; что дети ставшие преступниками, страдали не от недостатка наказания, а от недостатка любви; что дети стремятся к знаниям, если программа обучения соответствует их возрасту и если их обучают чуткие преподаватели; что каждый ребенок-личность, которую надо уважать. Сегодня это звучит, как  нечто само собой разумеющееся.

Но когда эти мысли были впервые  высказаны, они произвели революцию во многих умах.

Так и с проблемой раннего развития. Были установлены чрезвычайно давно, слишком узкие возрастные границы для перехода к подготовительному обучению. Существуют сторонники и противники раннего обучения. Обычно слово «обучение» несет в себе идею труда, что несовместимо с  маленьким ребенком, и вызывает бурю негодования с требованием «оставить малышей в покое», «не забирать у них детство». Стараясь не перегружать младенцев и дошколят, мы забываем о том, что мы не удовлетворяем их раннюю любознательность. Современные стимулирующие разноцветные  игрушки обычно вызывают интерес у детей лишь на несколько минут. А вот мамин шкафчик на кухне вызывает интерес более продолжительное время. Но есть предметы, с которыми малыши не расстаются и готовы исследовать их долгое время. Современные гаджеты, клавиатура на компьютере, пульт дистанционного управления (с помощью которого малыш прекрасно меняет изображение), ваш мобильный телефон - это единственное средство ненадолго успокоить ребенка. Вы думаете: "Как обрести хотя бы несколько минут спокойствия? "Включаете мультфильмы"Телепузики", объясняете при этом картинку, или смотрите программу "Спокойной ночи малыши".

Очень многие дети любят играть с написанными и произносимыми словами и, не подозревая об этом приобретают «зародышевые» навыки и умения говорения, чтения. Если ребенком не заниматься, он сам будет интуитивно выхватывать знания на экране монитора, телевизора.

Многие дети до поступления в школу, не зная алфавита, могут прочесть на банке какую-то информацию. Жажда открытий, присущая детскому мозгу в определённое время, совпадает с легкостью восприятия и усвоения, которая затем может исчезнуть. Вот поэтому необходимо удовлетворять любознательность малыша в тот момент, когда он заинтересован, или появляется фактор любознательности. Развитие мозга не предопределено заранее. Это процесс, который можно остановить, замедлить или ускорить в зависимости от обстоятельств.  Я бы хотела привести утверждение Института ускоренного развития ребенка BBI: «Все дети - лингвистические гении, поскольку они овладевают иностранным языком (первым) в два года; годовалому ребенку легче, чем семилетнему, освоить второй язык, научиться читать и еще многое другое». Дорогие родители, уделяйте время своим детям. Жизнь в семье – самое увлекательное из приключений. Посвятите один час в день своему ребенку.

Вернемся к нашей теме. Пример из жизненного опыта:

«Я со своим классом ездила в поездку в Финляндию и Швецию с ребятами разного возраста. Дети младшего возраста намного проще входили в контакт с людьми. Многие на своем базовом уровне общались раскованно, как на своем родном языке.  Проведя опрос, я выяснила, что ребята начали заниматься языком в раннем возрасте и поэтому им намного проще общаться на языке».

Другой пример:

"Семья моих друзей переехала жить в Англию. На тот момент их дочери было 5 лет. Спустя год благодаря полному погружению в англоязычную среду, ребенок совершенно спокойно общался со своими сверстниками. При этом необходимо учесть тот факт, что бабушка регулярно занималась с внучкой языком только на английском, а в семье разговаривали на родном языке (русском)".

Очень многие мои знакомые получили билингвическое образование, обучаясь в двуязычной школе. Приведу один из примеров и таких примеров множество в нашей современной жизни.

«Когда я был ребенком, мои родители отправили меня учиться в школу с углубленным изучением языков, которая находилась далеко от дома. Никто из моих друзей, с которыми я играл во дворе, в эту школу не ходил.  Однажды на улице, турист-англичанин остановился около нас, чтобы спросить, как куда-то пройти. Все дети  смущались, кто-то смеялся, я же ответил ему по-английски. Ребята были ошеломлены, а мне было очень приятно».

Но бывают случаи, когда ребенок долго не разговаривает на родном языке, присоединив второй язык, он вообще теряется в «лингвистическом пространстве», поэтому вводить неродной язык нужно очень осторожно, но необходимо. Спокойно добивайтесь своего, при этом не следует нажимать на детей, но не нужно и легко мириться с их отказом учиться чему-либо. Гораздо лучше все делать понемногу. Отдавайте предпочтение качеству, а не количеству в этом возрасте. И вы увидите результат, пусть не сразу, кому-то потребуется год, кому-то несколько лет, чтобы молчать, а потом выдать все свои знания. Проверено на опыте.

Изучение любого языка стимулирует мозг, развивает память. Необходимо правильными порциями вводить материал, при этом рассказывать ребенку, что мы сейчас будем говорить на другом языке. Например, помнишь к нам в гости приезжала тетя Ивета, она разговаривает на английском языке. Кролик Бобби - кролик англичанин. И мы сейчас будем играть в игру «Поговори с кроликом» (это может быть любая игрушка ребенка), но одна и таже при каждом занятии, так постепенно ребенок привыкнет к существованию разных языков.

Но что же делать, если малыш утратил интерес к занятиям? Прекратите ненадолго занятия, но не нервничайте и не впадайте в отчаяние. После перерыва возобновите занятия,  повторите старый материал непривычно для ребенка, начните свой урок по-другому. Окружите малыша своим пониманием, радуйтесь его достижениям вместе с ним.

Если вы видите, что ваш ребенок, отстает по вашему мнению от детей ваших знакомых, то вы немедленно начинаете беспокоиться. Многие родители обычно нервничают, чувствуют себя виноватыми. Так уж устроены все хорошие родители: чуть что-нибудь не так и мы гадаем, правильно ли ухаживаем за своим ребенком, правильно ли воспитываем, хорошая ли у ребенка наследственность. Имейте ввиду, что медленное развитие крайне редко имеет отношение к плохому уходу за ребенком. Помните, развитие каждого ребенка сугубо индивидуально и представляет собой очень сложное явление. Разумеется, если у медленно развивающегося ребенка наблюдаются многие аспекты в совокупности (моторное развитие, нервно-психологическое, умственное), то ребенок должен находиться под наблюдением врача, который может обнаружить болезнь. Умственное развитие ребенка в отличие от моторного гораздо больше зависит от окружения, чем от наследственности. Дети рожденные матерями с низким интеллектом, но взятые на воспитание людьми с высоким умственным развитием, становятся в этом отношении похожими на своих приемных родителей.

Всегда помните о том, что любые ваши старания и попытки уделить время своему ребенку не пройдут даром. Успехи, достигнутые ребенком в какой-либо одной области знаний, способствуют развитию всех способностей в целом. Не  нужно делать из ребенка чемпиона, гения или виртуоза, но совершенно очевидно, что необходимо развивать наших детей.


Мне на всю жизнь запомнилась пословица на латыни: «Капля камень долбит не силой, а частым падением».

Развивайте своего ребенка!

С уважением Виктория Афонина.

P.S. В следующей статье мы более подробно рассмотрим вопрос развития и становления речи, как на родном, так и на иностранном языке.

Полезная ссылка по развитию детей http://www.bilingualfamilies.net/pages/en/bilingualism/when-and-how-to-start.php, когда и как начать?

Обновлено 02.08.2012 21:49