ОПЫТ экспериментальной работы 2003-2010 |
Ведение экспериментальной работы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Виктория Афонина | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
02.08.2012 12:28 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОПЫТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ 2003-2010 г.
В этой категории я хотела бы рассказать о своем опыте в экспериментальной работе. Начну немного с теории. Все применяемые в психологическом исследовании методы можно подразделить на четыре группы: 1) организационные методы; 2) эмпирические способы добывания научных данных; 3) приемы обработки данных; 4) интерпретационные методы. К организационным относятся действующие на протяжении всего исследования сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы; Рассмотрим подробнее ряд организационных и эмпирических способов добывания научных данных.
Психодиагностические методы.
Тест — система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного качества (свойства) личности.
Тесты достижений — одна из методик психодиагностики, позволяющая выявить степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками. Интервью — метод социальной психологии, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные, как правило, заранее сформулированные, вопросы. Опытно-экспериментальная база и этапы реализации концепции. Основные цели метода: стимулирование познавательной деятельности учащихся, дифференциация в оценки их труда, объективность, стремление к успеху. Экспериментальной площадкой является 22 школа 11 «А» класс ( С 5 класса по 11 класс). Реализация концепции проводится в несколько этапов: Первый этап (2004- 2006г. г.) - разработка теоретических основ и утверждение Концепции, разработка проекта «Балльной» системы поощрения на уроке. Внедрение в экспериментальную площадку. Второй этап (2006--2007 г.) - разработка Концепции развития тестовой системы проверки знаний. Проведение полного цикла системы, мониторинг качества знаний и психолого-педагогический анализ реализации концепции, разработка и изучение факторов, влияющих на качество успеваемости; апробацией основных идей и положений. Третий этап (2008-2010 г.) - завершение формирующего лонгитюдного эксперимента, анализ и обобщением результатов, определение дальнейших путей развития системы. Условия реализации Концепции:
В процессе работы я пыталась проследить как «система поощрения баллов» действует на одаренных и слабо успевающих учеников. Было выявлено, если класс среднего уровня и все дети примерно равны в своих силах, дети не хотят, чтобы закончился урок, так как стремятся набрать нужное количество баллов для получения результата т.е. отметки. При этом как у сильных учеников, так и слабых появляется стимул отвечать на уроке. Особый интерес в исследование представлял работу с трудными детьми, имеющими нарушения познавательного развития. Основные цели эксперимента стимулировать познавательную деятельность учащихся, сделать обучение лучшим. Таблица №1. Динамика % учащихся подтвердивших, повысивших и понизивших успеваемость, прослеженная в 11 «Б» классе за последние три года.
Отмечается высокая контактность и коммуникабельность учеников, стремление к расширению круга общения, порождение инициатив в сфере взаимодействия. Так одной из инициатив стало введение самоуправления в микрогруппах, затем в классе, в конце 10- 11 класса школьники экспериментального класса руководили организацией общешкольных мероприятий. Рост уровня взаимодействия отмечался и внутри семей, что позитивно сказывалось на общении поколений и изменении позиций детей по отношению к взрослым и самим себе. Интегральная оценка групповой сплоченности в экспериментальном классе повысилась в два раза. Экспериментальная программа состоит из нескольких этапов: Пилотажное исследование (1 класс) для изучения личностного опыта каждого участника эксперимента. Основной этап. Заключительный этап. (Создание портфолио ученика, с результативностью динамики развития учащегося). Вывод: полученные в ходе основного этапа эксперимента данные дают основания утверждать, что произошли значительные изменения темпа социального и индивидуально-личностного развития школьников. В экспериментальном классе снизилась напряженность на уроке и межличностные влияния, повысились психологический комфорт и удовлетворенность детей контактами со своим окружением, сократилось количество заболеваний, укрепилось психическое и соматическое здоровье школьников. В истории проектирования модели «Рейтинговой системы баллов выделяется три эволюционных этапа: в первом (2004-2005г.) был выделен особый тип организации социальной структуры взаимодействий - совместная продуктивная деятельность взрослого и ребенка, где продуктивность взаимодействия определялась выдвижением на первый план не репродуктивных механизмов освоения деятельности, а ее мотивационно-смысловых компонентов, что собственно и привело к сопряженным изменениям позиций личности учеников и учителя, второй этап (2006-2008г.) выявил развивающую функцию ситуации не только для личности учеников, но и ее роль в росте личности педагогов в процессе сотворчества с учениками (проблема воспитания воспитателя). Третий цикл исследований (с 2008г.) положил начало проектированию моделей инновационного образования в масштабе класса, в других преподаваемых мною классах. Рейтинг- индивидуальный суммарный числовой показатель знаний учащихся, устанавливаемый по количеству баллов на каждом этапе контроля, а также по совокупности баллов целом по учебному предмету. Мною разработана рейтинговая система баллов которая позволяет установить ранг учащегося (т.е. занимаемого им места в классе по успешности обучения. Контроль знаний умений и навыков осуществляется на основании письменных работ и устных зачетов. Контроль считается пройденным, если учащийся получает не менее 45% от максимального балла.
Процент усвоенных знаний определяется по таблице, где по вертикали отмечено количество вопросов-заданий, а по горизонтали — количество неправильных ответов. На пересечении — процент усвоения учебного и информационного материала. См таблицу №1 Оценивая работу, учитель по таблице№1 определяет процент усвоения знаний, затем переводит его в буквенные и цифровые отметки по следующей примерной шкале пересчета (см. таблицу №2)
Данная шкала используется при выведении четвертных (5—9-е классы) и полугодовых (10—11-е классы) отметок. Введение рейтинговой системы в школе предполагает разработку моей методики рейтингового контроля знаний, ознакомление учителей на ШМО, учащихся.
ТАБЛИЦА №1
ТАБЛИЦА №2
КЛАСС__________________________________________________ УЧИТЕЛЬ ТЕМА
КЛАСС -___11 «Б»______________________________________________ УЧИТЕЛЬ - Афонина В.Н. ТЕМА –
КЛАСС -___11 «Б»______________________________________________ УЧИТЕЛЬ - Афонина В.Н. ТЕМА – «Исследование рейтинга оценок класса по предмету за 9-11кл». Цель – мотивация обучения.
1 место 555 4 место 5 44 7 место 334 2 место 455, 554 5 место 444 8 место 333 3 место 445, 454 6 место 344, 434
Итак, сегодня я попыталась отразить основные моменты в моей бальной сиситеме, на основе рейтинговой сиситемы. Надеюсь материал представленный мной полезен читателю. С уважением, Виктория Афонина. |