ОПЫТ экспериментальной работы 2003-2010 PDF Печать E-mail
Ведение экспериментальной работы
Автор: Виктория Афонина   
02.08.2012 12:28

ОПЫТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ 2003-2010 г.

 

В этой категории я хотела бы рассказать о своем опыте в экспериментальной работе. Начну немного с теории.


Все применяемые в психологическом исследовании методы можно подразделить на четыре группы:

1) организационные методы;

2) эмпирические способы добывания научных данных;

3) приемы обработки данных;

4) интерпретационные методы.

К организационным относятся действующие на протяжении всего исследования сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы;

Рассмотрим подробнее ряд организационных и эмпирических способов добывания научных данных.
Организационные методы.
Сравнительный метод
— (метод «поперечного среза») заключается в сопоставлении различных групп людей по возрасту, образованию, деятельности и общению. Например, две большие группы людей, одинаковых по возрасту и полу (студенты и учащиеся), исследуются одними и теми же эмпирическими способами добывания научных данных, и полученные данные сопоставляются между собой.
Лонгитюдный метод (метод «продольного среза») состоит в многократных обследованиях одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. К примеру, многократное обследование студентов на протяжении всего срока обучения в школе.
Комплексный метод — способ изучения, при котором в исследовании участвуют представители различных наук, что позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода, например, физиологическим, психическим и социальным развитием личности.

Психодиагностические методы.
Тест — система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного качества (свойства) личности.

Тесты достижений — одна из методик психодиагностики, позволяющая выявить степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками.
Тесты интеллекта — методика психодиагностики для выявления умственного потенциала индивида.
Тесты креативности — совокупность методик изучения и оценки творческих способностей.
Тесты личностные — методика психодиагностики для измерения различных сторон личности индивида.
Тесты прожективные (проективные) — совокупность методик для целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации, т.е. осознанном или неосознанном перенесении субъектом собственных свойств и состояний на внешние объекты под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей.
Анкета — методическое средство для получения первичной социально-психологической информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, представляющее опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов.

Интервью — метод социальной психологии, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные, как правило, заранее сформулированные, вопросы.
Беседа — метод, предусматривающий прямое или косвенное получение психологической информации путе
м речевого общения.

Опытно-экспериментальная база и этапы реализации концепции.

Основные цели метода: стимулирование познавательной деятельности учащихся, дифференциация в оценки их труда, объективность, стремление к успеху.

Экспериментальной площадкой является 22 школа 11 «А» класс ( С 5 класса по 11 класс).

Реализация концепции проводится в несколько этапов:

Первый этап (2004- 2006г. г.) - разработка теоретических основ и утверждение Концепции, разработка проекта «Балльной» системы поощрения на уроке. Внедрение в экспериментальную площадку.

Второй этап (2006--2007 г.) - разработка Концепции развития тестовой системы проверки знаний. Проведение полного цикла системы, мониторинг качества знаний и психолого-педагогический анализ реализации концепции, разработка и изучение факторов, влияющих на качество успеваемости; апробацией основных идей и положений.

Третий этап (2008-2010 г.) - завершение формирующего лонгитюдного эксперимента, анализ и обобщением результатов, определение дальнейших путей развития системы.

Условия реализации Концепции:

  • Квалифицированный подход.
  • Создание максимально благоприятных условий для развития  личности в коллективе.
  • Тщательный отбор педагогических приемов, разработка инновационных технологий образования, основанных на учете личностных и возрастных особенностей детей, подростков.

В процессе работы я пыталась проследить как «система поощрения баллов» действует на одаренных и слабо успевающих учеников. Было выявлено, если класс среднего уровня и все дети примерно равны в своих силах, дети не хотят, чтобы закончился урок, так как стремятся набрать нужное количество баллов для получения результата т.е. отметки. При этом как у сильных учеников, так и слабых появляется стимул отвечать на уроке. Особый интерес в исследование представлял работу с трудными детьми, имеющими нарушения познавательного развития.  Основные цели эксперимента  стимулировать познавательную деятельность учащихся, сделать обучение лучшим.

Таблица №1. Динамика % учащихся подтвердивших, повысивших и понизивших успеваемость, прослеженная в 11 «Б» классе за последние три года.

 

9-11 "Б"

Дремов Е.

3

4

4

Кривенцов С.

4

4

4

Кривицкая В.

5

5

4

Кузмина Р.

3

3

4

Красуцкий С.

4

4

4

Леонова О.

5

5

5

Миронов Р.

4

4

4

Ременчик И.

3

3

3

Рычкова К.

4

5

4

Рябикова А.

3

4

4

Светашева К.

4

4

4

Станевская Н.

4

4

4

Сюнина Е.

5

4

4

Степанычева Д.

4

4

4

Тришкин Д.

5

5

5

Усолов В.

3

3

3

Филькин Р.

3

4

4

Линевич-Яворская Н.

 

 

3

Ходак В.

4

4

4

 

 

Отмечается высокая контактность и коммуникабельность учеников, стремление к расширению круга общения, порождение инициатив в сфере взаимодействия. Так одной из инициатив стало введение самоуправления в микрогруппах, затем в классе, в конце 10- 11 класса школьники экспериментального класса руководили организацией общешкольных мероприятий. Рост уровня взаимодействия отмечался и внутри семей, что позитивно сказывалось на общении поколений и изменении позиций детей по отношению к взрослым и самим себе. Интегральная оценка групповой сплоченности в экспериментальном классе повысилась в два раза.

Экспериментальная программа состоит из нескольких этапов: Пилотажное исследование (1 класс) для изучения личностного опыта каждого участника эксперимента.  Основной этап. Заключительный этап. (Создание портфолио ученика, с результативностью динамики развития учащегося).

Вывод: полученные в ходе основного этапа эксперимента данные дают основания утверждать, что произошли значительные изменения темпа социального и индивидуально-личностного развития школьников. В экспериментальном классе снизилась напряженность на уроке и межличностные влияния, повысились психологический комфорт и удовлетворенность детей контактами со своим окружением, сократилось количество заболеваний, укрепилось психическое и соматическое здоровье школьников.

В истории проектирования модели «Рейтинговой системы баллов выделяется три эволюционных этапа: в первом (2004-2005г.) был выделен особый тип организации социальной структуры взаимодействий - совместная продуктивная деятельность взрослого и ребенка, где продуктивность взаимодействия определялась выдвижением на первый план не репродуктивных механизмов освоения деятельности, а ее мотивационно-смысловых компонентов, что собственно и привело к сопряженным изменениям позиций личности учеников и учителя, второй этап (2006-2008г.) выявил развивающую функцию ситуации не только для личности учеников, но и ее роль в росте личности педагогов в процессе сотворчества с учениками (проблема воспитания воспитателя). Третий цикл исследований (с 2008г.) положил начало проектированию моделей инновационного образования в масштабе класса, в других преподаваемых мною классах.

Рейтинг- индивидуальный суммарный числовой показатель знаний учащихся, устанавливаемый по количеству баллов на каждом этапе контроля, а также по совокупности баллов целом по учебному предмету.

Мною разработана рейтинговая система баллов которая позволяет установить ранг учащегося (т.е. занимаемого им места в классе по успешности обучения. Контроль знаний умений и навыков осуществляется на основании письменных работ  и устных зачетов.

Контроль считается пройденным, если учащийся получает не менее 45% от максимального балла.

 

Процент усвоенных знаний определя­ется по таблице, где по вертикали отмечено количество вопросов-заданий, а по горизонтали — количество неправильных ответов. На пересечении — процент усвоения учебного и информационного ма­териала. См таблицу №1

Оценивая работу, учитель по таблице№1 определяет процент усвое­ния знаний, затем переводит его в буквенные и цифровые отметки по следующей примерной шкале пересчета (см. таблицу №2)

Данная шкала используется при выведении четвертных (5—9-е классы) и полугодовых (10—11-е классы) отметок.

Введение рейтинговой системы в школе предполагает разработ­ку моей методики рейтингового контроля знаний, ознакомление учите­лей на ШМО, учащихся.

 

ТАБЛИЦА №1

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

5

80

60

40

20

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

%

6

83

67

50

33

17

0

 

 

 

 

 

 

 

 

%

7

86

71

57

43

23

14

0

 

 

 

 

 

 

 

 

8

88

75

63

50

38

25

13

0

 

 

 

 

 

 

 

9

89

78

67

56

44

33

22

11

0

 

 

 

 

 

 

10

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

 

 

 

 

 

11

91

82

73

64

55

45

36

27

18

9

0

 

 

 

 

12

92

82

75

67

58

50

42

33

25

17

8

0

 

 

 

13

92

85

77

69

62

54

46

38

31

23

15

8

0

 

 

14

93

86

79

71

64

57

50

43

36

29

21

14

7

0

 

15

93

87

80

73

67

60

53

47

40

33

27

20

13

7

0

 

 

ТАБЛИЦА №2

 

Количество баллов, %

Буквенная оценка

Цифровая оценка

Ф.И. ученика

Место ученика

95-100

А+

5

 

 

90-94

А

5

 

 

85-89

В+

5

 

 

80-84

В

4

 

 

75-79

С+

4

 

 

70-74

С

4

 

 

65-69

D+

3

 

 

60-64

D

3

 

 

55-59

Е+.

3

 

 

50-54

Е

3

 

 

44-49

F+

3

 

 

0-43

 

 

 

 

КЛАСС___________­­­­­­­­­­­­_______________________________________

УЧИТЕЛЬ

ТЕМА

 

 

 

 

 

Ф.И. ученика

Количество баллов, %

Буквенная оценка

Цифровая оценка

Место ученика (РАНГ)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

КЛАСС -___11  «Б»_______­­­­­­­­­­­­_______________________________________

УЧИТЕЛЬ -  Афонина В.Н.

ТЕМА –

 

 

 

 

 

Ф.И. ученика

Количество баллов, %

Буквенная оценка

Цифровая оценка

Место ученика (РАНГ)

1.

Дремов Е.

2.

Кривенцов С.

3.

Кривицкая В.

4.

Кузмина Р.

5.

Красуцкий С.

6.

Леонова О.

7.

Миронов Р.

8.

Ременчик И.

9.

Рычкова К.

10.

Рябикова А.

11.

Светашева К.

12.

Станевская Н.

13.

Сюнина Е.

14.

Степанычева Д.

15.

Тришкин Д.

16.

Усолов В.

17.

Филькин Р.

18.

Линевич-Яворская Н.

19.

Ходак В.

20.

КЛАСС -___11  «Б»_______­­­­­­­­­­­­_______________________________________

УЧИТЕЛЬ -  Афонина В.Н.

ТЕМА – «Исследование рейтинга оценок класса по предмету за 9-11кл».

Цель – мотивация обучения.

 

 

 

 

 

Ф.И. ученика

Количество баллов, %

Буквенная оценка

Цифровая оценка

Место ученика (РАНГ)

1.

Дремов Е.

3 4 4

6

2.

Кривенцов С.

4 4 4

5

3.

Кривицкая В.

5 5 4

2

4.

Кузмина Р.

3 3 4

7

5.

Красуцкий С.

4 4 4

5

6.

Леонова О.

5 5 5

1

7.

Миронов Р.

4 4 4

5

8.

Ременчик И.

3 3 3

8

9.

Рычкова К.

4 5 4

3

10.

Рябикова А.

3 4 4

6

11.

Светашева К.

4 4 4

5

12.

Станевская Н.

4 4 4

5

13.

Сюнина Е.

5 4 4

4

14.

Степанычева Д.

4 4 4

5

15.

Тришкин Д.

5 5 5

1

16.

Усолов В.

3 3 3

8

17.

Филькин Р.

3 4 4

6

18.

Линевич-Яворская Н.

3

8

19.

Ходак В.

4 4 4

5

20.

 

1 место  555 4 место   5 44           7 место 334

2 место 455, 554         5 место    444            8 место 333

3 место 445, 454        6 место   344, 434

 


Итак, сегодня я попыталась отразить основные моменты в моей бальной сиситеме, на основе рейтинговой сиситемы. Надеюсь материал представленный мной полезен читателю. С уважением, Виктория Афонина.
 
© 2010 Образовательный сайт Виктории |Любое цитирование только с обязательной ссылкой на данный сайт.